"Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы Жаңаесіл ауылының индустриялық технологиялар және сервис колледжі" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Колледж индустриальных технологий и сервиса села Жанаесиль при управлении образования Акмолинской области"

Список организаций

Галерея

Смотреть все>>>

Профилактическое занятие для подростков "Спешите делать добро"

Цель:профилактика противоправного поведения.

Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

- Способствовать раскрытию понятий: добро, зло, милосердие-

- Содействие формированию нравственных категорий, оценочных суждений, культуре ведения дискуссии.

- Воспитанию чувства товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела, неприятия зла.

Форма проведения: занятие- дискуссия

Вербальная установка:

Как обычно, в основу нашего сегодняшнего занятия положен принцип дискуссии.

Свою работу, мы будем строить, ориентируясь на личный опыт каждого из вас, а также, взаимообмен мнениями, который очень необходим.

А потому, с вашей стороны, я жду активной работы, которая предполагает, умение не только высказывать собственное мнение, но еще его и обосновывать.

Тема нашей дискуссии, пожалуй, актуальна для каждого и носит название, “ДОБРО или ЗЛО – твой нравственный выбор”

Ход:

Наше занятие мне хотелось бы начать со слов, известного психолога Пауло Коэльо, которые имеют прямое отношение к теме, обсуждаемой сегодня нами: Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пядь, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого.

Пауло Коэльо

Согласитесь, что в жизни каждому из нас, практически ежедневно, приходится соприкасаться, как с добром, так и злом, совершая и оценивая поступки, как свои собственные, так и поступки знакомых и незнакомых нам людей, имеющие различную подоплеку.

На протяжении всей своей истории, человечество пытается ответить на вечные вопросы:

Что такое добро? И что такое зло?

Наше занятие я хотела бы начать с притчи:

«ПРИТЧА О ДОБРОТЕ»

Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд до школы, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:

- Сколько я вам должен?

- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.

- Тогда, я буду за Вас молится, – тихонько сказал мальчик.

Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог помогает страждущим.

Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе. 

Специально для консультации вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда приехала больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть на пациентку.

Как вы, наверное, уже догадались, звали его Адам Закир.

Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало!
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила.

Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.
Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.
Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить.
Обратившись с мольбой к Всевышнему, она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора Закира.

Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо Тебе, о, Милостивейший Всевышний, воистину Ты простираешь свою милость и доброту без границ через людские сердца и умы».

Мораль.
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.

Мир – это то, что у нас внутри, в сердце.

Сегодня мы поговорим о доброте.

- С КАКИМИ СЛОВАМИ АССОЦИИРУЮТСЯ СЛОВА ДОБРО И ЗЛО? 
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.

Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм

ЗНАКОМЫ ЛИ ВАМ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРЕ?КАКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ВЫ ЗНАЕТЕ О ДОБРЕ?• Доброе дело и в воде не тонет.

• Доброта без разума пуста.

• Доброе братство дороже богатства.

• Добрый гость всегда в пору.

• Добро помни, а зло забывай.

• Добро не умрет, а зло пропадет.

ИГРА «СВОД ЗАКОНОВ ДОБРОТЫ»

Ведущий: Представьте, что доброта - это наука, у которой есть свои законы. Слова в них перепутались. Восстановите законы доброты – соберите пословицу из словосочетаний и скажите, в чем заключается ее смысл. (Участники по очереди собирают законы-пословицы)

Начало   пословиц

Окончание пословиц

Для хорошего друга

на добрые дела. 

Свет не без 

новых двух. 

Злой плачет от зависти, 

а добро век не забудется. 

Лихо помнится,

тот дважды помог. 

Без друга

добрых дел. 

Жизнь дана 

на сердце вьюга. 

На добрый привет – 

не жаль ни хлеба, ни досуга. 

Тому тяжело, 

добрый совет. 

Кто скоро помог 

чужая болезнь к сердцу. 

Доброму человеку и

кто помнит зло. 

Старый друг лучше 

а добрый - от жалости . 

 

Добро и Зло, образно можно сравнить с двумя чашами, находящимися над головой человека, в одной из которых добро, в другой — зло.

И то, какая из чаш переполнится и прольется ему на голову, зависит, как от самого человека, так и обстоятельств в которые он попадает.

К примеру, преступник совершая преступление, старается оправдать себя обстоятельствами. Предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью. Тираны и диктаторы клянутся, что делали что-либо,во благо людей, принося страдания и беды целым народам.

К особому виду доброты — относитсямилосердие.

Понятие «милосердие» происходит от выражения «милость сердца».

- Каким людям свойственно милосердие? (рассуждения…)

Людям чутким, отзывчивым, сострадательным, неравнодушным, способным прийти на помощь, иначе, таких людей еще называют эмпатичными.

- Можно ли назвать милосердие проявлением слабости духа? (рассуждения…)

Милосердие — есть признак духовной зрелости, а проявление сочувствия к другому человеку, означает наличие у человека души и сердца.

- Как вы понимаете выражение «жить сердцем»?

Более тонко чувствовать, делать, что-либо с душой.

Чтобы «жить сердцем», необходимосоответствовать понятию «бескорыстие», иметь искреннее желаниене просто делать добро, но и не совершать зла.

Возможно вопрос глупый, но я его все же задам:

- В обществе каких людей нам приятнее находиться? (рассуждения…)

Безусловно, любому человеку приятнее и комфортнее находиться в обществе людей добрых, но для того, чтобы это было так, с нашей стороны, также должно проявляться добро (забота о ближнем, прощение, чуткость и т.д…)поскольку, мир – это большое зеркало – что ты даешь, то и получаешь в замен.

Вашему вниманию предлагается притча, под названием «Черная точка и белый лист»

Задача: определить ее основной смысл

Однажды, мудрец собрал своих учеников и показал им обычный белый лист бумаги, на который нанес маленькую черную точку.

Сделав это, он спросил их: «Что вы видите?»

Ученики хором ответили, что видят черную точку.

Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — ведь он значительно больше, чем эта черная точка!»

Вывод:

Так и в жизни. В межличностных отношениях, людям свойственно, выискивать недостатки друг друга, и лишь единицы, способны воспринимать человека с чистого листа (давая ему шанс, то есть речь, в данном случае, идет о доверии…)

Упражнение, которое предлагается вашему вниманию, даст вам возможность,оценить людей, которые вас окружают, в данном случае, своих одноклассников, но сделать это, надо будет, как можно более объективней, абстрагируясь от личных симпатий….

Для кого-то, возможноэто станет, полной неожиданностью и в некоторой степени, даже, поднимет ему самооценку…

Упражнение «Самый добрый человек в общежитии»

Сейчас, вам предлагается подумать и записать на листочках фамилию того одноклассника, которого, вы искренне считаете, самым добрым вашем коллективе.

Далее, по преобладающему большинству голосов, определяется победитель. Учащиеся обосновывают свой выбор.

А придет ли класс к единому мнению, об этом мы узнаем позже.

Подведение итогов.

Есть выражение:

Когда делаешь людям добро, то добрые люди это ценят, равнодушные — забывают, а наглые становятся еще наглее.

- Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ? (рассуждения учащихся…)

- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? (рассуждения…)

Анализ ситуации:

Представьте себе, что человек, который когда-то обидел вас самих, сам оказался в критической ситуации, к примеру, провалился в прорубь. Обиду вы помните. Кроме вас, рядом никого нет. Его крик о помощи никто не услышит, а потому, надеяться ему не на кого.

- Как вы поступите? Почему?

Обобщение ответов учащихся и вывод:

В отношении данной ситуации есть хорошее выражение:

«Не отвечайте злом на зло, оно без пищи распадется… Лекарство в мире есть одно… Оно ПРОЩЕНИЕМ зовется.

Наверняка, каждый из нас, помнит трагедию, произошедшую в Беслане в сентябре 2004 года и, связанные с ней, яркие примеры самопожертвования людей, во имя жизни другого человека.

Трагедия, в которой от пуль террористов погибли восемнадцать учителей, спасающих школьников.

Среди них был 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, в целом спасший 30 учащихся,и получивший в спину 3 пули.

Это страшное бедствие всколыхнуло сознание людей, не смогло оставить их равнодушными, призвав на помощь мощную поддержку с их стороны, когда люди сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки и т.д…

Сейчас повсеместно, во многих городах,регулярно проводятся молодежные благотворительные акции в пользу детей имеющих неизлечимые заболевания, в пример можно привести город Кокшетау.

Подобные акции, также получают большую поддержку со стороны населения, не оставляя их равнодушными к проблемам людей, нуждающихся в безотлагательной помощи.

- Что может сделать каждый из нас, чтобы помочь миру стать добрее? (рассуждения…)

Вашему вниманию предлагается ситуация, предполагающая последующий анализ:

Анализ ситуации

«Я слепой, помогите пожалуйста…»

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой и табличкойвозле его ног, на которой было написано: «Я слепой, помогите, пожалуйста».

Проходящий мимо, жизнерадостный молодой человек остановился, увидев инвалида, в шляпекоторого, лежало всего несколько монет.

Бросив пару монет в шляпу слепца, он без его на то разрешения, дописал кое-что на его табличкеи, оставив ее слепому человеку, ушел.

Позже, вернувшись на то самое место, где сидел слепой, онувидев, что его шляпа полна денег.

Слепец, узнавший его по шагам спросил, не он ли он человек, переписавший его табличку? Ичто он очень хотел бы узнать, что же такого теперь,было не ней написано?

На что, жизнерадостный молодой человек ответил, что не писална ней ничего, что было бы неправдой.

- Я просто выразил ее содержание немного иначе. Он улыбнулся, и снова ушел.

Надпись на табличке отныне гласила: «Скоро весна, но я не смогу ее увидеть…»

Вопросы к дискуссии:

  1. Что вы думаете по поводу данной ситуации? (рассуждения…)
  2. Почему прохожие, откликнулись на вторую надпись? (рассуждения…)
  3. Охарактеризуйте поступок этого человека (рассуждения…)

Ориентировочные суждения учащихся:

Люди привыкают жить теми возможностями, которые им даются от рождения (возможность видеть солнечный свет, различать звуки, понимать человеческую речь) воспринимая все это, как должное… (что в принципе, и должно быть в идеале).

Людям же с ограниченными возможностями, а также тем, кто несет ответственность за таких людей (близким, родным) бывает очень сложно достучаться до сердца обычных людей...

Зачастую, это происходит, даже не из-за бесчувственности и равнодушия, а в силу занятости, и собственных текущих проблем…

Вывод:

Поступок, этого человека, безусловно, можно назвать неравнодушным, полным человеческого участия, который заставил прохожих задуматься о людях, которые, волею судьбы ограничены в возможностях, видеть, слышать, полноценно радоваться жизни, к примеру, замечать приход нового времени года…

В качестве психологической разминки, я предлагаю вашему вниманию упражнения-тренинги.

Жизнь такова, что в ней, к сожалению, имеет место быть и жестокость и насилие и равнодушие, такие как оставление человека в опасности, издевательства, убийства, отказы от собственных детей, и наиболее действенное средство изжить эти явления – это самому делать, как можно больше добра.

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца нашего занятия, увеличим хоть немного добра в мире, создадим цветок, лепестки которого будут наполнены мудрыми мыслями о добре.

Работать можете группами, парами или индивидуально, как хотите.

Для работы, вами могут быть использованы мысли мудрых людей, которые, по тем или иным соображения, близки вам лично.

Афоризмы:

  1. Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта.
  2. Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём
  3. Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло
  4. Не желайте зла другому, помогайте, чем придётся. Вот увидите, добро вам обязательно вернётся!
  5. Не обижай людей - придет расплата. Нам счастья не сулит обида чья-то
  6. Не страшен тот, кто громко лает, а страшен тот, кто за спиной молчит.
  7. Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием.
  8. Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.
  9. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла
  10. Добро, сколь ни было б оно мало, Гораздо лучше, чем большое зло
  11. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях
  12. Истинно добрый человек не видит собственного милосердия
  13. Кто не замечает зла — глуп, кто не замечает добра — несчастен
  14. За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром
  15. Доброе — это прекрасное в действии
  16. Ни один злой человек не бывает счастлив
  17. Осознать зло — значит немедленно начать бороться с ним
  18. Прекраснейшая музыка души — это доброта.
  19. Принимающий зло без сопротивления, становится его пособником
  20. Путем зла не доходят до добра
  21. Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

 

Учащимися зачитываются мудрые мысли, задевшие струны их души

Наше занятие, мне хотелось бы закончить стихотворением азербайджанского поэта Мирзы ШафиВазеха:

Будь благодарен дереву за тень.

Реке - что воду пил ты в жаркий день.

Был добр к тебе какой-то человек

- Его добра не забывай во век.

Сам сделай доброе кому – нибудь

- Не поминай ему и сам забудь!"

Мирза ШафиВазех (азербайджанский поэт)

Рефлексия:
- Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы?

- Какие изменения произошли в вашем сознании?

Благодарю всех за активную работу!


Текст